Метод разделения многотельной детали с последующей сборкой

Моделируя разные вещи я сталкивался с проблемой компоновки и общего расположения разных частей. С одно стороны, можно сделать какую то базовую деталь, а потом создав сборку, наращивать другие детали. Но возникают чисто технически сложности как сопряжения деталей, так и их представления в целом. В сборке например, можно нарисовать эскиз основываясь на других деталях и на плоскостях сборки, но нельзя делать вытяжки и прочие операции деталей. Нужно переключаться на другое окно, там рисовать, вставлять в сборку и .т.д. Вместе с тем компьютер достаточный инструмент чтобы реализовывать проекты от эскизных набросков, до полностью деталированной модели. Существуют также вещи ведомые единой логикой проектировщика, например корпус автомобиля, телефона - которые представлеенны единой формой, на основе единой идеи, но собраны из разных деталей. Естественно, что смысла держать в уме образ проекта и при этом моделировать по отдельным деталям нету. Логично сделать сразу деталь, чтобы представить в целом ее образ. Например мыльница. В СВ есть уроки и возможности например использования какой-либо сложной поверхности в подготовке к отливке, скажем из пластмассы. Поверхность делится, вычисляются оптимальные формы для отливки и выемки из формы, подготавливаются элементы для сборки в единое целое. Но как быть с более сложными вещами, например: самолет, автомобиль? Отдельно рисовать фюзеляж, потом крылья, потом как-то их состыковывать? На сегодняшний день я выработал следующий подход с такому моделированию: сначала делаю сложную многотельную деталь, по типу как моделируется в программах более низкого уровня, например носороге, потом разделяю эту деталь на ключевые моменты, обрабатываю каждый выделенный элемент по отдельности и снова собираю. Проиллюстрирую следующими примерами.

Пример первый - модель пушки

Вот конечный результат моделирования

На рисунке представленна сборка в которой есть подвижные части: ствол, колеса. Ниже последовательность картинок покажет путь к созданию этой модели.

Сначала рисую ключевой элемент - ствол пушки.

Далее рисую начало лафета

Теперь я имею представление как расположены детали относительно друг друга и какие дальше делать вырезы. Так как части лафета расположенны под углом к стволу, то мне не хочется высчитывать углы сечений, я просто визуализируя, делаю как мне надо без точных цифр для, но тем не менее точно.

Таким же образом, я рисую на лафете деревянные оси, а потом пользуясь инструментом "разделить" (меню Вставка/Элементы/Разделить) используя части лафета как инструменты сечения отсекаю оси.

Теперь мне осталось лишь собрать эти детали в сборку, чтобы получить полнокровную модель не тратя время и силы на высчитывание и подгонки деталей.

Пример второй - планер.

Сначала я рисую фюзеляж. Заготавливаю плоскости под сечения фюзеляжа, плоскости под крылья, хвост.

На данном этапе моя главная задача - получить максимально гладкую поверхность тела. Что и подтверждает последующий анализ поверхности твердотельного элемента.

Добавляю крыло и киль с нужными мне профилями.

Теперь нужно соединить крыло с фюзеляжем. Для этого я проецирую в качестве разделительной кривой эскиз корневого профиля крыла на фюзеляж.

Инструментом "бобышка по сечениям" я просто щелкаю две области и происходит автоматическое соединение.

Хочу отметить, что не всегда такой стык крыла с фюзеляжем простой, но используя этот подход можно получить практически любой желаемый результат соединения крыла с фюзеляжем, как на примере модели и-16 ниже.

Здесь область разделения на фюзеляже больше корневого профиля крыла и части соеденены автоматически с указанием "касательности", что автоматически привело к нужному результату без рисования каких либо дополнительных направляющих и прочее. Всего пару кликов мышью.

Так как фонарь кабины выступает над фюзеляжем, а последний в этой части я рисовал более сглаженным, то я вырезаю эту часть.

Снова инструментом "Бобышка по сечением" с указанием касательности я формирую фонарь кабины.

Законченная носовая часть - результат применения инструмента "купол"

Опять же все делается быстро и автоматически, вычисляется в зависимости от указанных параметров купола и кривизны поверхностей.

В конечном итоге я получаю следующую модель с поверхностями под разделение.

Теперь каждая полученная деталь отдельно обрабатывается, например фонарь кабины формируется при помощи инструмента "оболочка" и ему придается прозрачный вид и материал "стекло"

Так же обрабатываются и другие детали, до нужного уровня детализации: отверстия, другие элементы. А потом все это вместе можно снова собрать, чтобы получить модель на качественно ином уровне, но уже с подогнанными деталями и без излишних хлопот. Создание этой модели у меня заняло относительно немного времени, около 1.5 часа, включая подгонку чертежей, неловкие попытки рендеринга.

 

назад

Мурат Вишняков

23 октября 2006 года

Замечания, пожелания, советы и прочее, направляйте по адресу rony7@mail.ru либо ICQ 82815769