Трехмерное моделирование ножевого клинка в Solid Works

Написать это пособие меня сподвигло несколько моментов: 1-е - отстутствие обучающих материалов по трехмерному моделированию ножей и холодного оружия вообще; 2-е - желание поделиться опытом. Мой способ рисования клинков - рисование поверхностей по трехмерному скелету. Такой подход позволяет не испытвать технологические затруднения при твердотельном моделировании, так как клинок в реальности может иметь достаточно сложные формы и не может быть получен в результате простых операций. Например, как изобразить сначала откованный, а потом с вручную выведенными спусками на гриндере? Поэтому дизайнер не должен себя ограничивать в свободе владения формой. Многие мои коллеги -любители ножевого творчества не используют предварительное трехмерное моделирование зачастую из за сложности в освоении програмного продукта. Поэтому я спешу поделится своими наработками в этой области.

Итак ТЗ - клинок длиной примерно 11-12 см, с толщиной обуха около 3мм, плюс хвостовик, сечение - простой клин.

Для построения первого контура выберите эскиз "справа". Сплайном из двух точек рисуем кривую, соответствующую линии режущей кромки будущего клинка. Просто ставим две точки и управляя ручками кривой получаем желаемую линию.

Так можно добиться самых разнообразных профилей. Например, как на рисунке ниже, нарисовать такой эскиз клинка.

Этот этап работы позволяет нарисовать сбоку общий вид будущего клинка, в том виде как его привыкли рисовать многие на бумаге. С той только разницей, что стирать и рисовать новые линии не надо, а достаточно лишь управлять основными. Можно также вставить картинку с нарисованным рукой наброском или фотографию понравившегося ножа.

Следующим шагом является создание добавочной плоскости. Для этого в меню Вставка/Справочная геометрия/Плоскость выбираем новую плоскость, относительно базовой "справа" на расстоянии равной половине толщины обуха. В данном случае 1.5 мм. На рисунке, добавленная плоскость выделенна красным цветом.

 

Создаем эскиз на новой плоскости и рисуем контур обуха, линия должна быть равна примерно двум третям длины клинка.

Выходим из двухмерного эскиза и включаем трехмерный эскиз и соединяем сплайном линию обуха и РК, тоже двумя точками. Переводя экран в разные плоскости (справа, сверху) управляем линией придавая ей нужную форму.

Вид сверху:

Вид справа:

Следующий этап - создание профиля клинка в сечении. По ТЗ профиль клинка простой клин сходящий на нет от обуха к РК. Поэтому рисуем 2 простых линии. Включаем трехмерный эскиз и соединяем линию обуха с линией РК двумя трехмерными линиями. Пропорции расположения профилей должны быть примерно как на картинке.

Теперь мы имеем достаточный набор линий в трехмерном пространстве для создания боковой поверхности клинка. Вибираем Вставка/Поверхность/Поверхность по сечениям указывам линию обуха и РК в качестве направляющих линий, а все остальные в качестве профилей.

Полученную поверхность зеркально отражаем, сшиваем.

Заполняем оставшиеся поверхности инструментом "поверхность по сечениям" выделяя только по 2 кромки.

Сшиваем все полученные поверхности инструментом "сшить поверхность", включаем функцию "попытаться создать твердотельный объект". В результате получаем твердотельный объект который можно обрабатывать дальше: сверлить, снимать фаски, делать закругления и т.д.

Теперь настала очередь хвостовика. Создаем эскиз на базовой плоскости "справа" и рисуем необходимый профиль хвостовика.

Затем используя инструмент "вытянутая бобышка" вытягиваем эских в двух направлениях. По 1.5 мм в каждую сторону.

В итоге мы получаем готовый безконфликтный твердотельный объект желаемой формы.

По необходимости можно редактировать клинок на любом этапе его моделирования изменяя его в соответствии с творческими замыслами. Например сделать слегка вогнутые спуски.

На рисунке ниже отображена разница в сечениях после внесенный изменений.

На создание именно этой модели клинка у меня ушло меньше 2х минут времени. Ознакомиться с моделью можно здесь (6 кб размер архива), модель представленна в формате обмена между программами *.IGES, файл успешно импортировался в Rhinoceros.

Если организовывать сечения на отдельных плоскостях, то можно получить и более сложные трехмерные клинки.

назад

Мурат Вишняков

10 июля 2006 года

Замечания, пожелания, советы и прочее, направляйте по адресу rony7@mail.ru либо ICQ 82815769