Моделирование траншейного ножа Марк M I

Задавшись целью упражняться в моделировании существующих типов ножей, я получил превосходную практику. Каждое из изделий содержит некоторые особенности, которые и формируют облик, поэтому начиная с этой статьи при описании моделирования я буду лишь касаться особенностей построения. Хочу отметить, что все модели на странице сделаны "на глазок", т.е. при их создании я не имел исходных чертежей и создавал лишь приблизительные трехмерные копии ножей, но при этом узнаваемые и содержащие характерные черты. Подобный подход несомненно имеет много недостатков, но зато позволяет отлично развивать чувство формы и понимания устройства предмета. Кроме того, если иметь в качестве исходных материалов только фотографии, зачастую неважного качества, нужно помнить о всевозможных оптических иллюзиях и особенностей съемки и восприятия. Один и тот же нож сфотографированный в разных ракурсах, с разным фокусным расстоянием или освещением может восприниматься по разному.

Клинок

Взявшись изобразить известный американский траншейный нож Марк I, времен первой мировой войны я использовал ту же технологию поверхностного построения (рассмотрена подробно тут и тут). Но особенность формы сечения клинка у рукояти состояла в том что там имелись плавные криволинейные поверхности решить которые инструментом "вытянутый вырез" мне не представлялось возможным. На рисунке ниже показано сечение этого места.

Вопрос конечно решался построением нескольких направляющих и большего количества сечений, но тогда каждый спуск состоял бы из нескольких кусков поверхности, что давало бы при отображении характерные швы естественно которых быть не может на реальном клинке. Т.е. такой способ построения поверхности нельзя назвать рациональным и хорошо воспринимаемым. Прием построения разнесенных двухмерных эскизов тут уже не срабатывал: требовалась трехмерная кривая которая на разных своих участках обладала бы свойствами трехмерного эскиза. К счастью для себя, я открыл новый инструмент 3д эскиза "трехмерный эскиз на плоскости". Для того, чтобы его активировать, нужно включить "трехмерный эскиз", выбрать плоскость на которой нужно рисовать часть эскиза, щелчком правой клавиши выбрать "трехмерный эскиз на плоскости", далее нарисовать что надо, нажать клавишу Esc и не выходя их 3д эскиза выбрать другую плоскость и повторить операции. Таким образом можно создать единую трехмерную кривую или сочетание прямых и кривых с высокой точностью расположения. В нашем случае точность важна хотя бы потому, что потом нарисованные не в нужной плоскости кромки кривых просто не будут сшиваться и потребуется разнесений поверхностей, добавление промежуточных, сшивка. Что конечно плохо скажется на качестве модели.

Таким образом, мне удалось решить построение спуска у этого кинжала всего 4 кривыми инструментом "поверхность по сечениям".

Полученная поверхность кроме содержит теперь все нужные мне переходы, закругления, она едина и кроме всего прочего отлично сшивается при зеркальном отражении в двух плоскостях и при замыкании поверхностей получается твердотельный элемент. Формирование хвостовика и прочих элементов простых форм уже не составляет трудностей: тут были использованы инструменты вытянутая бобышка, вытянутый вырез, скругления.

 

Рукоять-кастет

Создание рукояти-кастета не содержит никаких подводных камней, но были дополнительно использованны инструменты "деформация" и"массив управляемый кривой". Собственно сама рукоять это результат вытяжки следующего эскиза.

Пунктирными линиями я разметил место под хвостовик. Далее на поверхности "справа" нарисовал дополнительный эскиз и инструментом "вытянутая бобышка" вытянул его на толщину превышающую толщину первого элемента.

Потом, в новом эскизе, обвел пунктирные линии контура и создал полость для хвостовика клинка.

На передней грани рукояти рисуем эскиз и вытягиваем круглую гарду.

Теперь уже на самой гарде рисуем язычок и вытягиваем его.

Далее инструментом меню Вставка/Элементы/Деформация сгибаем этот язычок опциями "от кривой к кривой".

Согнулось не совсем так как хотел, но это я списываю на то, что не освоил этот нужный инструмент.

Следующей характерной чертой образа ножа являются шипы на самом кастете. Сам шип конструктивно состоит из двух усеченных ребер и создается на новой наклонной плоскости кольца под указательный палец.

Теперь создаем массив из уже сделанного шипа, так как необходимости в нудной перерисовки на каждом кольце совершенно нету. Для этого рисуем сплайном кривую распространения шипов.

В меню Вставка/Массив Зеркало выбираем Массив управляемый кривой и выделяем элементы шипа, указываем "равномерный шаг" расстановки, указываем "По касательной к кривой" и получаем необходимое.

Гайка-навершие

Как рисовать гайку знают все.

Сборка

В сборке в качестве сопряжений указываем боковые и верхние поверхности хвостовика клинка и полости рукояти, сопрягаем переднюю грань гарды и плоскости хвостовика. Концентрическими сопряжениями и совпадением поверхностей "накручиваем гайку".

 

назад

Мурат Вишняков

23 июля 2006 года

Замечания, пожелания, советы и прочее, направляйте по адресу rony7@mail.ru либо ICQ 82815769