Рисуем финский нож

Нож финского типа является одним из самых популярных и удобных хозяйственных инструментов. Секрет его популярности в отточенности временем, в ноже нет ничего лишнего, все в нем подразумевает работу и удобство. Для того чтобы правильно отобразить предмет, моделист должен понимать его устройство, развитие и сферу применения. Нож выделяется прежде всего несколькими характерными чертами: строй клинка, грибовидное навершие рукояти и оковка или больстер. Клинок в финском ноже изначально изготавливался из относительно мягких сортов стали, требование это было обусловленно в первую очередь необходимостью затачивать и подправлять нож в полевых условиях об любой камень. Технологически клинок финского типа не содержит спусков как мы привыкли видеть на ножах отечественного типа, фактически это пластина из металла со снятыми фасками под острым углом. Зачастую мастера оставляют окалину от ковки и закалки и блестит только подвод к режущей кромке. Поэтому самый простой способ изобразить клинок финского типа следующий:

Шаг первый: рисуем контур клинка с хвостовиком

Шаг второй: вытягиваем эскиз в твердотельный объект использую инструмент "вытянутая бобышка", вытягиваем на расстояние половины толщины клинка

Шаг третий: снимаем фаску с кромки, указываем те кромки, которые надо "наточить". Угол и расстояние выставляете опытным путем, в зависимости от величины модели

Шаг четвертый: зеркальное отражение половинки модели относительно плоскости "справа". В итоге получаем клинок по виду похожий на те, что продаются для самодеятельного творчества.

 

В тоже время, изготовление ножей в странах скандинавии это целая индустрия. Целый спектр, на одном краю которого серийное изготовление недорогих и качественных моделей, с другой образцы исскуства изготовленные известными мастерами. Поэтому форма клинка может несколько меняться. Соотвественно усложнится и способ рисования. Так как клинок как правило при изготовлении штучных и малосерийных кустарных моделей обрабатывается вручную. Соотвественно форма спусков не может быть такой же как и при промышленном изготовлении, потому и сама поверхность становится гораздо сложнее для отображения, поскольку ее нельзя описать шаблонным набором технологий.

Сначала по отработанным ранее технологиям (см. тут и тут) создаем трехмерный скелет половинки клинка. В нем должны содержаться все линии определяющие характер формы клинка.

Форма клинка оказалось достаточно сложной, поэтому мне пришлось ее разбить на отдельные участки котовые потом заполнял при помощи инструмента "заполнить поверхность". После изготовления поверхностей мы получаем трехмерную картинку следующих поверхностей:

Сложность формы обусловлена плавным криволинейным сходом линий к острию (1) и плавным возвышением от режущей кромки к пятке клинка (2). Я пробовал решать эту проблему едиными трехмерными линиями нарисованными на разных плоскостях, в качестве направляющих и сечений. Но боковые поверхности получались недостаточно удовлетворительными у острия по гладкости, так как при использовании любого инструмента моделирования повехности происходит некое усредненное вычисление криволинейности поверхности в результате чего могут получаться неожиданные казусы типа вмятостей. Причем, как правило увеличение числа направляющих, сечений или ограничиввающих кривых (инструмент "заполнить поверхность") если и улучшает результат, то никак до уровня "удовлетворительно". Поэтому в этом случае, я как правило ищу другой способ достижения результата. В данном, лоскутном и нелюбимом мною подходе, я тем не менее получил удовлетворяющий результат по гладкостям поверхностей. Особенность же моделирования в таком "кусочном" подходе состоит в том, что трехмерный скелет состоит из линий и сплайнов и чтобы не было швов на готовом изделии, нужно чтобы ручки укправления сплайна совпадали с векторами линий. Обратите внимание как был решен переход от РК к пятке клинка, в данном случае инструмент "скругление" не давал желаемый результат скругления, поскольку в реальности клинки такого типа делаются на гриднере и операция выпадает из числа стандартных поэтому пришлось делать отдельную поверхность.

Дальше по отработанной технологии отражаем и сшиваем поверхности, заполняем пустоты новыми поверхностями, сшиваем преобразовывая в твердотельный элемент. Добавляем хвостовик для реалистичности и долы. Долы в данном случае рисуются просто: выделяется боковая грань, на ней рисуется двухмерный рисунок дола а затем инструментом "вытянутый вырез" на нужную глубину делаем углубление и завершаем операцию скруглением.

В итоге получаем следующий вид клинка.

Но так как нож в данном случае это конструкция из трех деталей: клинка, рукояти и оковки. То требуется нарисовать и другие его составные части. Здесь очень кстати оказалась ранее нарисованная оковка. И в ней очень помогла параметричность некоторых элементов, в нашем случае вытянутый вырез.

Обычно разные составные части рукояти стремятся свести к одной линии, чтобы обеспечить плавность переходов. Поэтому первым эскизом рукояти будет первый эскиз оковки - овал наибольшего диаметра. Далее формируем добавочную плоскость под углом, угол наклона равен желаемому углу наклона грибка-навершия. И соединяем эти сечения направляющими, форма которых определит рукоять.

В данном случае было 4 направляющих. Две при виде сбоку и две на верхней плоскости.

Грибок-навершие делаем инструментом "вытянутая бобышка". Для этого используем эскиз сечения и вытягиваем его с включенной функцией уклона, угол уклона в данном случае выставляется по желанию.

Затем делаем вытянутый вырез и скругляем кромки.

Теперь можно приступать с созданию части которая будет скрыта под оковкой. В реальности, оковку плотно насаживают на подготовленное дерево рукояти. Тут можно применить тот же прием вытянутой бобышки с уклоном. Делаем эскиз с отступом равным толщине оковки (в инструментах эскизов "смещение") уклоном равным уклону оковки и завершаем скруглением.

Завершаем все созданием полости под хвостовик. Поскольку в реальности достаточно трудно высверлить углубление точно соотвествующее форме хвостовика, а вся конструкция сажается на клей с наполнителем, то в нашем случае так же нет необходимости усложнять процесс, но при этом оставаться в рамках реалистичной визуалиции предмета. Поэтому берем эскиз вытянутого выреза в оковке, располагаем его на передней грани рукояти и вытягиваем.

В законченном виде рукоять выглядит так:

Теперь осталось лишь "собрать" все части. SW тем и хорош, в отличии от чисто визуализаторских программ, что позволяет делать сборки и нет проблем в точном сведении элементов, что позволяет достигать максимальной реалистичности изображений.

Здесь можно скачать примеры частей ножа: клинок (200 кб) и рукоять (510 кб).

назад

Мурат Вишняков

3 августа 2006 года

Замечания, пожелания, советы и прочее, направляйте по адресу rony7@mail.ru либо ICQ 82815769